"Свет": как Эдвард Сноуден вдохновил антиутопию
"Когда Эдвард Сноуден сделал разоблачения о вторжении наших спецслужб в частную жизнь, я как раз читал о том, как в Британии еще со времен Второй мировой войны велись работы по сенсорной депривации – разновидности психологической пытки, которая разрушает личность человека, не оставляя при этом ни малейших следов физического насилия".
Так рассказывает о зарождении идеи спектакля "Свет" руководитель лондонского театра Ad Infinitum Джордж Манн.
Эдвард Сноуден – человек скандала, и с момента его сенсационных разоблачений летом 2013 года любая новость с упоминанием его имени непременно привлекает повышенное внимание. Признаться, именно это и заставило меня обратить внимание на спектакль до сих пор неведомого мне лондонского театра.
Правда, спектакль проходил в рамках Лондонского международного фестиваля мимов - института уважаемого, авторитетного, уже самим своим именем гарантирующего определенное качество.
Спектакль о Сноудене без Сноудена
На самом деле никакого Сноудена в спектакле нет. Да и рассказанная на сцене история к Сноудену никакого отношения не имеет. "Свет" – типичная британская антиутопия, заставляющая вспомнить широкий круг предшественников: и "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, и "1984 год" Джорджа Оруэлла, и "Заводной апельсин" Энтони Берджеса-Стенли Кубрика, и "Бразилию" Терри Гильяма.
Сюжет истории вполне мог бы стать основой для голливудского боевика. 2081 год. Био-кибернетические технологии совершили очередной революционный прорыв. Имплантированный в голову чип позволяет мгновенно обмениваться мыслительной информацией с любым человеком на планете.
Как и любое другое изобретение, это тоже несет с собой зло. Воцарившийся на планете тоталитарный режим получает возможность контролировать мыслительные процессы людей. Ширится движение протеста: "Требуем свободу мысли!" Диктатор посылает молодого агента спецслужб – собственного сына – проникнуть в круги оппозиции и обезвредить ее лидера. После головокружительных приключений выясняется, что обезвредить он должен собственную мать.
Световое решение
Это нагромождение довольно расхожих штампов политического боевика вряд ли стоило бы внимания, если бы не радикальное и совершенно необычное визуально-звуковое решение.
Спектакль вполне вписался в парадигму мим-фестиваля. Ни одного звучащего слова в нем нет. Весь диалог – а он минимальный – транслируется в виде суртитров над головами актеров. Что, впрочем, вполне укладывается в сюжетную канву. Герои обмениваются мыслями, как смс-сообщениями, говорить им нет нужды, а зритель зато видит содержание их коммуникации.
Но главное все же не в этом. "Свет" – название, удивительно точно отражающее не столько содержание, сколько форму спектакля. Постоянно двигающиеся люминесцирующие лампы служат и декорациями, и освещением. Все герои одеты в непроницаемые черные костюмы, у большинства из них бритые головы, и видим мы только их лица, зловеще, как в камере пыток, выхваченные ярким светом. В руках у каждого персонажа красный и зеленый фонари, которые они прикладывают к голове, чтобы получить или отправить сообщение.
Все это сопровождается громкими (очень громкими!) звуковыми эффектами, перетекающими в электронную музыку.
Это моя попытка внести свой скромный вклад в жанр антиутопии и способ выразить свою глубокую озабоченность тем обществом, в направлении которого мы движемся, как сомнамбулы. Боюсь, что в один прекрасный день мы не проснемся
Сказать, что зритель получает от всего этого удовольствие, было бы, наверное, преувеличением. Но зрелище впечатляет. И начинаешь уже не столько следить за историей, сколько погружаться в трансцендентно-медитативный визуальный и звуковой ряд, сконструированный неистощимой выдумкой режиссера, автора светового решения Мэтью Левенталя и композитора Криса Бартоломью.
И заурядный сюжет вдруг обретает совершенно неортодоксальную, необычную, но оттого еще более убедительную театральную мощь.
"Свет" – моя попытка внести свой скромный вклад в жанр антиутопии и способ выразить свою глубокую озабоченность тем обществом, в направлении которого мы движемся как сомнамбулы. Боюсь, что в один прекрасный день мы не проснемся", - объясняет свой замысел автор спектакля Джордж Манн.
- Центробанк рассмотрит кризисный сценарий
- Евтушенкова оcтавили под арестом
- Уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ в столице снизился
- Начальник цеха "Тепловодоканала" в ХМАО, чей подчиненный скончался от ожогов после аварии, стал фигурантом уголовного дела
- Петербургская школьница покончила с собой из-за запрета на просмотр порно
- Бубка будет претендовать на пост президента Международной федерации легкой атлетики
- Квартира - подарок. А капремонт - грабеж?
- Роскомнадзор вынес предупреждение РБК и еще пяти СМИ за публикацию карикатур
- Футбольные трасферы
- Cкончалась пианистка Вера Горностаева
- «Зенит» обыграл «Легию» на старте второго сбора
- Шарапова и Макарова пробились в полуфинал Australian Open
- За сутки в Донбассе погибли трое украинских военных и 15 получили ранения
- Российско-турецкие переговоры по газу назвали "многообещающими"
- Цены на недорогие лекарства проиндексируют
- В Петербурге похоронили актера "Большой разницы" Алексея Федотова
- В Сети появился трейлер к новой "Фантастической четверке"