"Свет": как Эдвард Сноуден вдохновил антиутопию
![](/uploads/images/50c322987d4b26af56e31fde618a77f9.jpg)
"Когда Эдвард Сноуден сделал разоблачения о вторжении наших спецслужб в частную жизнь, я как раз читал о том, как в Британии еще со времен Второй мировой войны велись работы по сенсорной депривации – разновидности психологической пытки, которая разрушает личность человека, не оставляя при этом ни малейших следов физического насилия".
Так рассказывает о зарождении идеи спектакля "Свет" руководитель лондонского театра Ad Infinitum Джордж Манн.
Эдвард Сноуден – человек скандала, и с момента его сенсационных разоблачений летом 2013 года любая новость с упоминанием его имени непременно привлекает повышенное внимание. Признаться, именно это и заставило меня обратить внимание на спектакль до сих пор неведомого мне лондонского театра.
Правда, спектакль проходил в рамках Лондонского международного фестиваля мимов - института уважаемого, авторитетного, уже самим своим именем гарантирующего определенное качество.
Спектакль о Сноудене без Сноудена
![light_3](/uploads/images/aa9e813f832339f41954da55527b2e99.jpg)
На самом деле никакого Сноудена в спектакле нет. Да и рассказанная на сцене история к Сноудену никакого отношения не имеет. "Свет" – типичная британская антиутопия, заставляющая вспомнить широкий круг предшественников: и "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, и "1984 год" Джорджа Оруэлла, и "Заводной апельсин" Энтони Берджеса-Стенли Кубрика, и "Бразилию" Терри Гильяма.
Сюжет истории вполне мог бы стать основой для голливудского боевика. 2081 год. Био-кибернетические технологии совершили очередной революционный прорыв. Имплантированный в голову чип позволяет мгновенно обмениваться мыслительной информацией с любым человеком на планете.
Как и любое другое изобретение, это тоже несет с собой зло. Воцарившийся на планете тоталитарный режим получает возможность контролировать мыслительные процессы людей. Ширится движение протеста: "Требуем свободу мысли!" Диктатор посылает молодого агента спецслужб – собственного сына – проникнуть в круги оппозиции и обезвредить ее лидера. После головокружительных приключений выясняется, что обезвредить он должен собственную мать.
Световое решение
![light2](/uploads/images/60dcd09d04372c7c750efc3f916a973d.jpg)
Это нагромождение довольно расхожих штампов политического боевика вряд ли стоило бы внимания, если бы не радикальное и совершенно необычное визуально-звуковое решение.
Спектакль вполне вписался в парадигму мим-фестиваля. Ни одного звучащего слова в нем нет. Весь диалог – а он минимальный – транслируется в виде суртитров над головами актеров. Что, впрочем, вполне укладывается в сюжетную канву. Герои обмениваются мыслями, как смс-сообщениями, говорить им нет нужды, а зритель зато видит содержание их коммуникации.
Но главное все же не в этом. "Свет" – название, удивительно точно отражающее не столько содержание, сколько форму спектакля. Постоянно двигающиеся люминесцирующие лампы служат и декорациями, и освещением. Все герои одеты в непроницаемые черные костюмы, у большинства из них бритые головы, и видим мы только их лица, зловеще, как в камере пыток, выхваченные ярким светом. В руках у каждого персонажа красный и зеленый фонари, которые они прикладывают к голове, чтобы получить или отправить сообщение.
Все это сопровождается громкими (очень громкими!) звуковыми эффектами, перетекающими в электронную музыку.
Это моя попытка внести свой скромный вклад в жанр антиутопии и способ выразить свою глубокую озабоченность тем обществом, в направлении которого мы движемся, как сомнамбулы. Боюсь, что в один прекрасный день мы не проснемся
Сказать, что зритель получает от всего этого удовольствие, было бы, наверное, преувеличением. Но зрелище впечатляет. И начинаешь уже не столько следить за историей, сколько погружаться в трансцендентно-медитативный визуальный и звуковой ряд, сконструированный неистощимой выдумкой режиссера, автора светового решения Мэтью Левенталя и композитора Криса Бартоломью.
И заурядный сюжет вдруг обретает совершенно неортодоксальную, необычную, но оттого еще более убедительную театральную мощь.
"Свет" – моя попытка внести свой скромный вклад в жанр антиутопии и способ выразить свою глубокую озабоченность тем обществом, в направлении которого мы движемся как сомнамбулы. Боюсь, что в один прекрасный день мы не проснемся", - объясняет свой замысел автор спектакля Джордж Манн.
![light4](/uploads/images/49e540f4954da5135253ffc16a99e0e8.jpg)
- Евтушенкова оcтавили под арестом
- "Одноклассники" остались без руководства
- В могиле под Донецком нашли 40 тел
- Широков отказался ехать на матч с "Зенитом"
- Актер из "Большой разницы" скончался в Санкт-Петербурге
- Американский автомобилист чудом выжил в ДТП с фурой
- Литвиненко мог быть отравлен в Лондоне с третьей попытки
- Уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ в столице снизился
- Древнейшая система планет продемонстрировала первые миры Галактики
- Украина отказалась от научно-технического сотрудничества с Россией
- "Хизбалла" выпустила ракету в сторону Израиля
- Ресторан “Фаренгейт”
- В Польше прошла церемония по случаю 70-летия освобождения Освенцима
- В Тверской области муниципалитетам выделят деньги на восстановление воинских мемориаловДень Победы
- Cкончалась пианистка Вера Горностаева
- США предложили создать командные пункты НАТО в близких с Украиной странах
- Москва и Петербург вошли в топ-100 самых посещаемых городов мира